Конкуренция.RU - Ваш гид в мире конкуренции - Краткая аналитическая справка о применении статьи 17.1 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» к некоммерческим организациям
 
Конкуренция.RU Все о конкуренции и конкурентной борьбе
Конкурентная борьба, конкурентная разведка, экономическая разведка, бизнес-разведка, маркетинговая разведка, Агентство Информант
     

Колонка редактора

_Главный редактор - Воронцов Борис Львович Здравствуйте!
Приветствуем Вас на сайте журнала "Конкуренция.RU".

"Конкуренция.RU" - расскажет Вам обо всем, что касается такой неотъемлемой части бизнеса в любой стране мира, как конкурентная борьба. О белых и черных ликах конкурентной борьбы. О том, как конкурировать правильно и честно, и о том, как пресечь недобросовестную конкуренцию относительно своей компании.

Обо всем этом и пойдет речь на страницах нашего журнала - "Конкуренция.RU"

 

Краткая аналитическая справка о применении статьи 17.1 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» к некоммерческим организациям

Напомним, что с 02 июля 2008 года вступила в действие новая редакция Федерального закона «О защите конкуренции». В закон введена новая статья 17.1, согласно которой заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Для некоммерческих организаций новый порядок заключения договоров стал серьезной проблемой для продолжения своей деятельности, поскольку большинство из них не только не имеют возможности арендовать офис на рыночных условиях, а тем более приобрести его в собственность. Льготные условия, которые предоставлялись НКО при заключении договора аренды на государственное или муниципальное имущество, были отменены, некоммерческие организации оказались в очень трудном положении.

В связи с чем некоммерческие организации стали задумываться над вопросом применения указанного порядка предоставления аренды на госимущество в отношении НКО.

Федеральная антимонопольная служба в своих письмах от 17.06.2008 г. № ИА/17746 и 02.09.2008 г. № ИА/22018 дважды разъясняла применение статьи 17.1. Ни в одном из них не были рассмотрены вопросы применения нового порядка заключения договора аренды на государственное и муниципальное имущество в отношении некоммерческих организаций.

Ввиду указанного проведём правовой анализ действующего российского законодательства самостоятельно. Прежде чем ответить на вопрос применения нового порядка предоставления аренды в отношении НКО, необходимо определить действие самого Закона о защите конкуренции на некоммерческие организации.

Итак, упомянутый закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В законе дано понятие конкуренции, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из анализа понятия "конкуренция" можно сделать вывод о том, что конкуренция состоит из действий хозяйствующих субъектов.

Пункт 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» раскрывает понятие хозяйствующего субъекта. В частности, к хозяйствующим субъектам относятся: индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Указанный перечень является закрытым и не подлежит расширению.

Таким образом, приходим к очевидному выводу - действие ФЗ «О защите конкуренции», в частности и новый порядок заключения договоров аренды, не распространяются на некоммерческие организации, которые не осуществляют деятельность, приносящую ей доход.

Во взаимосвязи с налоговым законодательством, к таким организациям могут быть отнесены только те НКО, которые получают целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), а также целевое финансирование в виде полученных грантов. Поскольку согласно пункту 2 статье 251 Налогового кодекса РФ указанные средства не учитываются при формировании налоговой базы налога на прибыль, а в случае применения НКО упрощенной системы налогообложения – не является доходом. В частности, к целевым поступления НКО относятся: вступительные и членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности; суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций и др.

Буквальное толкование правовой нормы (ст. 17.1 Закона о конкуренции) свидетельствует о том, что любая деятельность некоммерческих организаций, приносящая доход, причисляет НКО к хозяйствующему субъекту, и как следствие применения к ним порядка заключения договора аренды госимущества на торгах. Например, ФЗ «Об образовательной деятельности» предоставляет образовательным учреждениям, наряду с правом заниматься предпринимательской деятельностью, осуществлять платную образовательную деятельность, которая не является предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

В понимании Закона о конкуренции образовательное учреждение будет признаваться хозяйствующем субъектом даже при условии отсутствия предпринимательской деятельности в организации, поскольку учреждение при осуществлении платной образовательной деятельности получает доход, а значит «осуществляет деятельность, приносящую доход».

Следует также отметить, что новый порядок заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества не применяется в отношении религиозных организаций при передаче им в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения в независимости от ведения религиозной организации доходной деятельности.

Ю.В. Дробот
АНО «Ресурсный Правозащитный Центр»

 

 

 

 

 

 
добросовестная реклама, достоверная реклама
 

Код кнопки

конкуренция, конкурентная борьба, конкурентное противоборство, недобросовестная конкуренция, недостоверная реклама

получить

 
 
 
 
 

 

 

© 2010 - 2011 Конкуренция.RU Все о конкуренции и конкурентной борьбе

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) как электронное периодическое издние. Свидетельство Эл № ФС77-42269
от 08 октября 2010 года.

При цитировании и использовании материалов ссылка (для печатных СМИ) и гиперссылка (для электронных ресурсов) на Конкуренция.RU обязательна.

Конкуренция.RU не несет ответственности за материалы рекламодателей, информагентств и других открытых источников.